Страна: СССР
Жанр: контральто, меццо-сопрано, драматическое сопрано
Год выпуска: 1987
Источник: ремастированный винил
Формат: APE (tracks)
Битрейт аудио: lossless
Продолжительность: 42:22
Трэклист:
П. Эстебе (? - 1794)
ALMA SINTAMOS
Фрагмент тонадильи «Скорбь Гарридо на смерть Карамбы»
Обработка X. Нина — 4.02
К. Сен-Санc (1835 — 1921)
О SALUTARIS — 2.58
AVE MARIA — 5.38
PANIS ANGELICUS — 3.25
К. В. Глюк (1714 — 1787)
МЕЛОДИЯ из оперы «Орфей и Эвридика»
Переложение Г. Зингера — 4.28
А. Вивальди (1678 — 1741) STABAT MATER, RV 621
1. Stabat Mater dolorosa. Largo — 3.34
2. Cujus animam gementem. Adagissimo — 1.59
3. О quam tristis et affiicta. Andante — 1.45
4. Quis est homo. Largo — 3.04
5. Quis non posset. Adagissimo — 1.58
6. Pro peccatis. Andante — 1.53
7. Eja Mater. Largo — 3.32
8. Fac, ut ardeat. Lento — 2.15
9. Amen. Allegro non molto — 1.33
На испанском (1) и латинском (2 — 4, 6) языках
Лина Мкртчян, контральто
Александр Фисейский, орган (1 — 5)
Камерный оркестр Дирижер Игорь Жуков (6)
Звукорежиссеры: Ю. Винник (1 — 5), М. Кожухова (6)
Редакторы: К. Симонян, Н. Кузык
Художник А. Григорьев. Фото Н. Гнисюка
Доп. информация:
Удивительный, редчайший, мягкий и глубокий, нежный и трагический... контральто - самый низкий женкий голос.
Обладательница редкого по красоте и уникального по регистровым возможностям контральто Лина Мкртчян — певица широчайшего творческого диапазона. Лина Мкртчян поет труднейшие и редко-исполняемые вещи, пропагандирует сочинения незаслуженно забытых и малоизвестных авторов, лучшую музыку молодых начинающих композиторов.
В то же время известные произведения в ее исполнении словно рождаются заново для слушательского восприятия, свободные от трафаретов и исполнительских штампов. В ее пении впечатляют легкость и гибкость скольжения тембров при удивительной регистровой ровности; тембральные и артикуляционные «высвечивания» отдельных слов, их глубинной значимости, позволяющие расставить новые смысловые акценты; естественность фразировки, всегда исходящей из психологического состояния музыкально-поэтической фразы.
Главная задача, которую ставит перед собой Л. Мкртчян, — донести сущность произносимого слова, заставить его обрести почти зримое воплощение. Поэтическая драматургия — те корни, из которых произрастает существо творчества Л. Мкртчян. Отсюда — тяготение к произведениям на тексты, принадлежащие вершинам мировой и, особенно, русской поэзии, — Цветаевой, Лермонтова, Ахматовой, Блока, Есенина и прежде всего Пушкина. Искусство Л. Мкртчян — это театр одного певца, который предстает во всей своей полноте особенно в вокальных циклах, столь любимых исполнительницей.
Советская камерная музыка — произведения Прокофьева, Шостаковича, Свиридова, Каретникова, Щедрина, Левитина, Семенова, Беринского — основа творчества певицы, постоянно пополняемая новыми сочинениями. Композиторы специально пишут циклические вокальные произведения в расчете на голос и драматический талант артистки.
Важным этапом в творческой жизни Л. Мкртчян стала работа над телевизионным фильмом-оперой Николая Каретникова «Тиль Уленшпигель». В одном сочинении певица исполнила пять различных по характеру женских партий пятью разными тембровыми красками.
Трагические страницы музыки Шуберта и Чайковского, Малера и Рахманинова находят в исполнении Лины Мкртчян исключительную глубину. Вместе с тем, образы света, надежды, веры, мечты, создаваемые певицей, отличаются первозданной чистотой и высокой духовностью.
Запись большинства представленных здесь произведений впервые осуществлена в нашей стране. Эту пластинку певица посвящает своему педагогу Полине Львовне Трониной.
В «Stabat Mater» Антонио Вивальди чистота линий и напряженность гармонических сочетаний отражаются в вокальной партии особой «инструментальностью» голоса и тембральной сдерживаемостью ярких контральтовых красок, что наполняет сочинение внутренним драматизмом.
В близком, но несколько другом ключе решена тонадилья испанского композитора XVIII века Пабло Эстебе «Скорбь Гарридо на смерть Карамбы» (Карамба — артистический псевдоним знаменитой испанской певицы Марии Фернандес, умершей в 1781 году). Здесь больше открытой эмоциональности, непосредственности. Размеренная поступь погребального танца передается мрачно-величественным звучанием органа.
В «Трех духовных песнопениях» Сен-Санса орган, напротив, звучит светло и просто, подобно фисгармонии, аккомпанируя и «подпевая» в интермедиях-связках голосу, а вокальная партия согрета искренностью ариозных интонаций. Песнопения написаны композитором в 1914 году.
Знаменитая флейтовая мелодия Глюка из оперы «Орфей и Эвридика» (в переложении для голоса и органа Григория Зингера) звучит как вечный гимн нетленности любви, красоты, музыки.
И. Стояновская