Доп. информация
Имя народной артистки СССР Галины Туфтиной, ведущей солистки Киевского государственного академического театра оперы и балета имени Т. Г. Шевченко, хорошо известно любителям вокального искусства. Ее широкое по диапазону меццо-сопрано покоряет кантиленностью, сочностью и глубиной тембровой палитры, а исполнение — высокой музыкальной культурой, богатством эмоциональных состояний.
Галина Афанасьевна Туфтина окончила в 1960 году Ленинградскую консерваторию по классу известной певицы О. Ф. Мшанской. С первого же курса она начала выступать в спектаклях оперной студии. От небольших скромных партий молодая артистка перешла вскоре к более сложным — Маддалены в «Риголетто» Верди, Княгини в «Русалке» Даргомыжского, Зибеля в «Фаусте» Гуно... Оперные сезоны в Ленинграде сменялись летом гастрольными поездками по разным городам страны; росло вокальное и сценическое мастерство певицы, расширялся ее репертуар. Дипломная работа — Кармен в одноименной опере Бизе — получила высокую оценку, и выпускница консерватории была принята в число солистов Ленинградского Малого театра оперы и балета. В том же I960 году Туфтина завоевала свое первое лауреатское звание — на I Всесоюзном конкурсе вокалистов имени М. Глинки. Творческий старт певицы примечателен успешным выступлением и на авторитетных международных соревнованиях. Она — лауреат конкурсов в Софии (1961), Тулузе (1962), имени Эркеля в Будапеште (1965).
В 1961 году Туфтина получила приглашение в труппу Киевского театра оперы и балета имени Т. Г. Шевченко, и с тех пор ее творческая жизнь связана с этим коллективом. На киевской сцене певица исполнила почти весь ведущий оперный репертуар меццо-сопрано: Орфея в одноименной опере Глюка, Амнерис в «Аиде», Азучену в «Трубадуре», Ульрику в «Бале-маскараде» Верди, Марфу в «Хованщине», Марину Мнишек, Шинкарку и Мамку в «Борисе Годунове» Мусоргского, Любашу в «Царской невесте» Римского-Корсакова, Графиню и Полину в «Пиковой даме» Чайковского... Она пела Настю в «Тарасе Бульбе» Лысенко, ряд партий в операх советских композиторов — Косову («В бурю» Хренникова), Мать («Арсенал» Г. Майбороды), Соломию («Богдан Хмельницкий» Данькевича). За исполнение партии Оксаны в «Гибели эскадры» Губаренко артистка была удостоена первой премии на Всесоюзном конкурсе, посвященном 50-летию образования СССР.
Галина Туфтина часто выступает с камерными концертами. Ею подготовлены монографические программы из произведений Чайковского, Рахманинова, Шуберта, Брамса, де Фальи. Ее влечет музыка старых мастеров — Генделя, Глюка, Баха, Перголези, Вивальди, чьи сочинения она исполняет в сопровождении органа или камерного ансамбля.
«Каждый вокалист должен петь музыку старых мастеров, — убеждена Галина Афанасьевна. — Это как бальзам для голоса. Она необыкновенно интонационно выразительна, выравнивает звук, делает его более эластичным и развивает широкое дыхание. Собственно, ставит голос певца на хороший фундамент. Недаром в консерватории все педагоги, и я в том числе, дают петь молодым вокалистам старинные арии. Кроме того, исполняя эту музыку, получаешь огромное эстетическое наслаждение».
Замысел данной пластинки формировался долгое время. Еще в студенческие годы Туфтина пела партию Михи в оратории Генделя «Самсон». Позже в концертах она неоднократно исполняла баховские альтовые арии. Однако при записи диска певица заново выверила весь текст, каждую ноту. «В этой работе, — отмечает она, — я очень обязана дирижеру Ю. П. Никоненко. Ведь вокалисту, как бы он ни был опытен, нужно «ухо со стороны» — ухо тонкого музыканта, который мог бы умно и корректно направить всю работу в нужное русло».
При записи программы была точно выдержана авторская стилистика, идея развития тематизма во всех тембровых сферах: солист — оркестр — солирующий инструмент — хор. В исполнении участвуют известный Киевский камерный хор имени Б. Лятошинского (руководитель В. Иконник) и ансамбль солистов оркестра Киевского театра оперы и балета имени Т. Г. Шевченко. В качестве солирующих инструментов звучат скрипка, гобой д'амур и орган Киевского дома камерной и органной музыки.
На первой стороне пластинки представлены три арии И. С. Баха.
Знаменитая ария для альта и концертирующей скрипки (А. Мельников) из «Страстей по Матфею» (1729) — образец развития баховского мелодизма, лирико-драматической выразительности. Две арии из Мессы си минор (1733) — лирико-созерцательного и, одновременно, углубленно-философского содержания — проникнуты раздумьями о смысле человеческого бытия.
Вторая сторона пластинки посвящена Г. Ф. Генделю.
В арии и хоре из оратории «Мессия» (1742) развивается единый лиро-эпический тематизм; хор как бы обобщает и укрупняет образы арии солиста.
«Самсон» (1743) — возвышенная героическая драма-оратория, полная ярких характеров и развернутых хоров, — воплощает известный библейский миф. Миха — товарищ, юный соратник Самсона, сопровождающий его в походах, в скитаньях по горам и долам (ария № 23), а после трагической смерти героя скорбящий о его гибели (ария №51). Партия Михи считается одной из сложнейших в меццо-сопрановой литературе XVIII века.