Искусство С.Я.Лемешева - Виниловая коллекция 1980
Жанр: (Classical (Men vocal)
Год выпуска: 1980
Лейбл: Мелодия
Страна-производитель: СССР
Аудио кодек: FLAC
Тип рипа: image+.cue
Формат записи: 24/48 mono
Формат раздачи: 24/48 mono
Продолжительность: 135:51
Источник оцифровки: диск оцифрован автором раздачи
Код класса состояния винила: VG+
Устройство воспроизведения: Arija-102-stereo turntable
Предварительный усилитель: external pre-amp, handmade, balance input
АЦП: "Lynx One studio interface" internal soundcard
Программа-оцифровщик: WaveLab 5.01b
Обработка: no post-processing, handly clicks removed, extra-long pauses removed
Треклист:
В раздаче предлагается комплект из 3 пластинок "Искусство С.Я.Лемешева".
Релиз с собственных виниловых дисков (Мелодия 33 Д 029713 - 18).
Диск 1 - Романсы
Сторона 1
П. ЧАЙКОВСКИЙ
1. То было раннею весной (А. К. Толстой)
2. Скажи, о чем в тени ветвей (В. Соллогуб)
3. Хотел бы в единое слово (Л. Мей, из Г. Гейне)
4. Серенада Дон Жуана (А. К. Толстой)
5. Страшная минута (П. Чайковский)
6. Зачем? (Л. Мей)
7. Средь шумного бала (А. К. Толстой)
8. Средь мрачных дней (Д. Ратгауз)
Сторона 2
С. РАХМАНИНОВ
1. В молчаньи ночи тайной (А. Фет)
2. Здесь хорошо (Г. Галина)
3. Давно в любви (А. Фет)
4. Я был у ней (А, Кольцов)
5. Они отвечали (Л. Мей, из В. Гюго)
6. Как мне больно (Г. Галина)
7. Крысолов (В. Брюсов)
8. Отрывок из Мюссе
9. Я опять одинок (И. Бунин, из Т. Шевченко)
10. Весенние воды (Ф. Тютчев)
Партия ф-но: Б. Козель (1-3, 5, 6), Н. Вальтер (4, 7-18)
Продолжительность звучания 43:22
Диск 2 - Народные песни и романсы
Сторона 1
РУССКИЕ ПЕСНИ:
1. Родина
2. Коробейники
3. Ах ты, душечка
4. Соловьем залетным
5. Эх ты, Ваня
ДВЕ УКРАИНСКИЕ ПЕСНИ:
6. Ти ж мене пiдманула
7. Там, де Ятрань круто в'еться
РУССКИЕ ПЕСНИ:
8. Ах, Настасья!
Сторона 2
1. У ворот, ворот
2. Песня бобыля (сл. И. Никитина)
3. В деревне было Ольховке
4. Метелица
5. Свидание (П. Булахов - Н. Греков)
6. Колокольчики мои (П. Булахов - А. К. Толстой)
7. Мери (А. Варламов - А. Пушкин)
8. Песня ямщика (А. Гурилев - К. Бахтурин)
Оркестр русских народных инструментов
Дирижеры: А. Семенов (1-4). В. Федосеев (5-16)
Записи из концертного зала 1947—1966 гг,
Продолжительность звучания 49:45
Диск 3 - Арии из опер
Сторона 1
1. А. Серов - Индийская песня Вагоа («Юдифь»)
2. Н. Римский-Корсаков - Речитатив и песня про Голову
3. Песня Левко («Майская ночь», 1 и 3 д.)
4. Э. Направник - Речитатив и романс Владимира («Дубровский», 1 д.)
5. А. Рубинштейн - Речитатив и романс Синодала («Демон», 1 д.)
6. П. Чайковский - Ариозо Ленского («Евгений Онегин», 1 д.)
Сторона 2
1. Дж. Верди - Ария Рудольфа («Луиза Миллер», 2 д.)
2. Д. Обер - Речитатив и ария Фра-Дьяволо («Фра-Дьяволо», 3 д.)
3. Р. Вагнер - Рассказ Лоэнгрина («Лоэнгрин», 3 д.)
4. Г. Доницетти - Романс Неморино («Любовный напиток», 2 д.)
На итальянском языке (4)
5. Ж. Массне - Ария Вертера («Вертер», 3 Д.)
Оркестр Большого театра СССР
Продолжительность звучания 52:44
Графики:
Спектр
С.Я.Лемешев - Романсы
Спектр1
С.Я.Лемешев - Народные песни и романсы
Спектр2
С.Я.Лемешев - Арии из опер
Спектр3
АЧХ
С.Я.Лемешев - Романсы
АЧХ1
С.Я.Лемешев - Народные песни и романсы
АЧХ2
С.Я.Лемешев - Арии из опер
АЧХ3
Уровень записи
С.Я.Лемешев - Романсы
Уровень записи1
С.Я.Лемешев - Народные песни и романсы
Уровень записи2
С.Я.Лемешев - Арии из опер
Уровень записи3
Дополнительная информация:
Аннотация
Искусство С.Я. Лемешева
Прекрасно, когда природа вместе с могучим талантом дарит человеку непреходящее обаяние юности, свежесть, силу и чистоту чувств.
Этим счастливым даром в полной мере был наделен замечательный русский певец, народный артист СССР Сергей Яковлевич Лемешев. Все, что бы ни исполнял С. Лемешев — оперные арии, романсы или русские народные песни, — не утратило со временем художественной ценности.
Его искусство всегда будет покорять слушателей высокой правдой чувств, блестящим мастерством, своей вечной молодостью.
Сергей Яковлевич Лемешев родился в 1902 году в деревне Старое Князево (бывшей Тверской губер¬нии). В бедной батрацкой семье любили песню. «Без песни я отца не представляю, — вспоминал артист.— Пел отец всегда охотно, с большой душой, голос у него был звонкий, красивый. Запомнились и долгие зимние вечера, когда мать со своими подругами сидела за пряжей, и они пели согласным стройным хором. Тонкий, инструментально ровный голос матери поднимался над другими, звуча грустно и нежно».
Песня рано вошла в жизнь одаренного, очень музыкального мальчика. «Песня впервые пробудила в моей душе чувство прекрасного», — говорил Сергей Яковлевич.
Детство и отрочество Лемешева были нелегкими; после смерти отца на плечи десятилетнего Сережи легла забота о семье. Но рядом с будничными хлопотами и нуждой жила, пробужденная песней, мечта об иной, прекрасной жизни.
В конец 1918 года произошла встреча, которой суждено было сыграть решающую роль в дальнейшей судьбе Лемешева. Из Москвы на хутор, что находился недалеко от деревни Старое Князево, по заданию Наркомпроса приехала семья Квашниных. «В их доме, — рассказывал Сергей Яковлевич, — царила атмосфера подлинного искусства и влюбленности в него».
Яркая музыкальная одаренность деревенского паренька сразу обратила на себя внимание Квашниных. Привлекал не только сильный красивый голос, но и та радостная упоенность, с которой Сергей мог часами петь свои родные деревенские песни. В доме Квашниных Лемешев стал постоянным гостем. Здесь ожила, стала реальной давно затаенная в сердце мечта — учиться. Здесь впервые услышал Лемешев классическую музыку, познакомился с именами и биографиями великих русских артистов; здесь начались его первые занятия музыкой, итальянским и французским языками.
Квашнины настаивали на поездке Лемешева в Москву, советовали поступать в консерваторию. Их вера в его талант, в то, что он обязательно станет артистом, явились для юноши первым напутствием на его артистическом пути.
После армейской самодеятельности С. Лемешев поступает в Московскую консерваторию в класс профессора Н. Г. Райского. Спустя некоторое время он параллельно с консерваторией начинает заниматься в студии Станиславского, где под руководством Константина Сергеевича работает над партией Ленского в опере Чайковского «Евгений Онегин».
Сразу после окончания консерватории Лемешев успешно выдержал конкурс в Большой театр. Однако его не удовлетворило предложение дирекции начать сезон с работы над ролями, которые обычно поручают начинающим певцам. Сергей Яковлевич решает на время расстаться с Москвой и поступает в Свердловский, а затем в Тбилисский оперные театры, где исполняет ведущие партии. Это решение было обусловлено стремлением молодого певца быстрее накопить необходимый сценический опыт, овладеть основами артистического мастерства.
С 1931 года С. Я. Лемешев становится ведущим солистом Большого театра СССР. В эту пору в театре начинала свою карьеру целая плеяда артистов нового поколения, явившегося достойным продолжателем замечательных традиций Собинова, Неждановой, Шаляпина. Лемешеву посчастливилось слушать этих великих певцов, и он считал эти спектакли своим университетом. Однако, пройдя великолепную школу русского оперного театра, Лемешев никогда не подражал никому из корифеев.
Еще ярки и живы были воспоминания о выступлениях Собинова, а уже Лемешев-Ленский покорил сердца взыскательных москвичей, знатоков и ценителей оперного искусства. «Собинов — идеальный Ленский, — говорил Сергей Яковлевич. — Создавая своего Ленского, я стремился наделить его искренними чувствами, а искренность чувств всегда индивидуальна, и это спасает от подражания!» Эти слова артиста справедливы не только в отношении Ленского. Подлинная искренность чувств делает самобытными и неповторимыми все партии, спетые Лемешевым, и это позволяет поставить их в один ряд с образами-шедеврами, созданными великими русскими и зарубежными артистами. Ленский в опере Чайковского «Евгений Онегин» и Дубровский в одноименной опере Направника, Баян в опере Глинки «Руслан и Людмила» и Берендей в опере «Снегурочка» Римского-Корсакова, Владимир Игоревич в «Князе Игоре» Бородина и Индийский гость в «Садко» Римского-Корсакова. Фауст, Герцог, Альфред, Вертер, граф Альмавива, Джеральд, Звездочёт, Левко — вот далеко не полный перечень оперных партий, которые были исполнены Лемешевым за годы работы в Большом театре.
Велика и заслуженна популярность артиста. Покорял не только его голос — мягкий, бархатный, своеобразного трепетного тембра; покорял весь его облик, его изящество, душевное обаяние, неповторимое сочетание мужественности и нежности. Но самое главное, ценное, что привлекало в Лемешеве, это его умение увлечь, захватить слушателя, его изумительная способность убеждать. Достигалось это путем идеального слияния музыкального и сценического образа, интонации и жеста, пения и актерской игры. К сожалению, в записи исполнение, лишенное сценического воплощения, теряет часть своей выразительности. Но даже одними только вокальными средствами певец достигает такой глубины и правдивости, что и не видя его игры, внимательный слушатель почувствует и переживет все, что таит в себе музыка и что так увлеченно раскрывает нам артист.
В работе над любым произведением для Лемешева было самое главное — музыка. Этому его научила народная песня. Вдумчивая, поистине научная работа определяла творческий стиль певца. Проникнуть в глубь замысла композитора, познать музыкальное содержание во всей его многогранности — вот цель, которую ставил перед собой артист.
Исполнительскую манеру Лемешева отличала классическая простота. Ему абсолютно были чужды чувствительность или сентиментальность; певец не терпел никаких выразительных преувеличений, эмоциональных излишеств. И тем ярче и значительней воздействуют те нюансы, которые столь тщательно отбирал артист. Романс Глинки «Я помню чудное мгновенье» — один из совершеннейших по исполнению в репертуаре Лемешева. Гениальные стихи, вдохновен¬ная мелодия, голос певца, сливаясь, создают единый поэтический образ. Какие безупречно точные, тонкие выразительные краски находил певец, например, в последних строках романса! В этой простоте заклю¬чена высшая правда искусства, правда чувства, под¬властная лишь истинным и крупным художникам.
30-е — 40-е годы С. Я. Лемешев считал лучшими годами своей жизни, расцветом творчества. В это время, наряду с театральной, начинается и блестящая концертная деятельность артиста. Он часто выступа¬ет с сольными концертами в лучших залах столицы. Его концертный репертуар чрезвычайно разнообра¬зен. Это Глинка и Балакирев, Чайковский, Римский-Корсаков и Рахманинов, Шуберт, Лист, Шуман, Брамс и Бизе, Свиридов, Хренников, Шапорин.
Большим событием в московской музыкальной жизни и настоящим триумфом артиста был цикл кон¬цертов, в которых Лемешев исполнил 100 романсов и песен Чайковского.
Большое место в репертуаре Лемешева занимали русские народные песни. Без них невозможно пред¬ставить себе его облик русского, ярко национального певца.
Если в годы учения в консерватории, а затем в первые годы работы в оперных театрах народная песня была на время оттеснена для Лемешева профессиональным искусством, то в пору расцвета творчества артист вновь, уже как зрелый художник, обращается к сокровищам русской народной музыки. Исполнительский стиль Сергея Яковлевича удивительно соответствует характеру русской песни, «в мелодии и поэтических образах которой, — по словам Лемешева, — не осталось ничего случайного, поверхностного. В красоте ее мелодии откристаллизовались чистые, высокие человеческие чувства, и она требует от певца такой же чистоты, масштабности и искрен¬ности исполнения».
Более 30 русских народных песен из репертуара Лемешева вошли в золотой фонд советского исполнительского искусства и являются примером идеального воплощения певцом-профессионалом народной песенной классики.
Имя Сергея Яковлевича Лемешева знает в нашей стране каждый, кто любит музыку, театр. Высокое звание народного артиста СССР в полной мере заслужено артистом; об этом свидетельствует неослабевающий интерес к его творчеству.
В книге С. Я. Лемешева «Путь к искусству» (издательство «Искусство», 1968 г.) много ярких страниц, посвященных живым и волнующим проблемам искусства. В ней перед нами предстает и облик автора — человека умного, с поэтической душой, покоряющего своей простотой и доброжелательностью к людям, беззаветно любившего искусство, музыку, способного заронить искру этой любви в сердце каждого.
Г. Павлова
Сканы этикеток - внутри раздачи