[古典]
(Classical, Ballet) [LP] [16 / 44,1] Andrei Eshpai - Angara / Andrei Eshpai - Angara (Orchestra of the Bolshoi Theater of the USSR, Algis Jurajtis) - 1979, APE (Tracks)
Андрей Эшпай - Ангара
Жанр: Classical, Ballet
Год выпуска: 1979
Лейбл: Мелодия
Номер по каталогу: C10-11949-50
Страна-производитель: СССР
Аудио кодек: APE
Тип рипа: tracks
Формат записи: Stereo
Формат раздачи: 16/44,1
Продолжительность: 44:47
Источник оцифровки: Chek
Код класса состояния винила: VG+
Устройство воспроизведения: Электроника Б1-01
Головка звукоснимателя: Shure M75ED-type 2
Предварительный усилитель: Корвет-028 УП
АЦП: SB Live 5.1
Программа-оцифровщик: Sound Forge 6.0
Обработка: нет
Трэклист
Андрей Эшпай (р.1925)
Сторона 1: (22:43)
Пролог "Большая река"
На причале
Виктор и Валентина
Валентина
Вальс
Танец Виктора
Финал первого действия
Сторона 2: (22:04)
Лирическая сцена Валентины и Сергея
Монолог Виктора
Тревога
Массовый танец
Воспоминание о Сергее
Виктор с девчатами
Финал балета
Исполнители:
Оркестр Большого театра СССР
Дирижёр Альгис Жюрайтис
Запись 1978 года
Уровень записи, спектр, АЧХ
Covers
Доп. информация: "Ангара" принадлежит к лучшим балетным произведениям советского времени. "Язык автора - современный, образный, эмоциональный. В партитуре балета в полной мере проявились качества, присущие Эшпаю-симфонисту. Мастерство композитора нашло свое выражение в точно найденных колоритных звучаниях, интересных сочетаниях инструментов оркестра и его групп, в красочных контрастных чередованиях напряженных кульминаций и тончайших, прозрачных эпизодов", писал Е. Светланов. В музыке "Ангары" сочетаются русское танцевальное начало, марийский фольклор, классические балетные номера, пантомима, джаз, элементы бытовой музыки и эстрады. В симфоническую партитуру композитор ввел инструменты русского народного оркестра и джаз-бэнд. Разнообразие видов композиторской техники, привлекаемой Эшпаем для создания этой многоплановой партитуры, также является одним из достижений композитора. Воздействия и привязанность Андрея Эшпая к французской композиторской школе отчасти определили такие черты его стиля, как красочность, картинность изложения, изысканность гармонического языка. Традиции балетной классики - прежде всего Хачатуряна, Равеля, Стравинского сочетаются с сонорикой и кластерным звучанием оркестра. Необычный, смелый и весьма уместный прием — "русская алеаторика" (ремарка автора), появляющаяся в эпизоде общего танца на свадьбе в момент апогея застольного веселья. Применяется и додекафонная техника для создания образов разрушения, смерти. Симфонизация всех разнородных музыкально-хореографических пластов, совершенство музыкальной драматургии и масштабы развития материала позволили сплавить в единое целое столь разные миры.
Об "Ангаре"
"Ангара" — первый балет Андрея Эшпая увидел свет весной 1976 года в Большом театре СССР; сценарий по пьесе Алексея Арбузова "Иркутская история" в постановке Юрия Григоровича. Она рассказывает о молодых строителях Сибири. "Ангара" — балет конфликтной драматургии, развиваемой в острейших столкновениях сильных характеров и полярных взглядов на жизнь. Поэтому здесь преобладает стихия ритма — одна из самых близких композитору и хорошо им освоенных. Ритмическая пульсация осуществляется на всех уровнях — от формы в целом до отдельного такта и во всех компонентах языка: в гармонии, тембрах, динамике. Будучи очень изобретательным в нахождении новых вариантов, композитор умеет в то же время сохранить у слушателей ощущение пластичности музыки. Требовательность к себе позволила композитору выявить в полной мере театральность (это и образность, и драматургическая хватка, и приверженность к свободной игре фантазии, и повышенная экспрессивность образов), всегда свойственную его творчеству. В музыке балета незримо присутствие четвертого участника основного конфликта — Ангары - то сказочно прекрасной, то страшной в своей непредсказуемости, то сочувственной, то враждебной человеку. У Эшпая тема реки получила сквозное развитие - во многих эпизодах балета звучат ее различные варианты. Сложные в психологическом отношении сцены балета Эшпай нередко решает приемом монологического высказывания героев: драматический монолог Виктора во II акте, для которого игра в любовь неожиданно обернулась искренним и глубоким чувством; три монолога Валентины с тонкой градацией чувств героини - страх, надежда, любовь, наконец, ужас перед свершившимся (в борьбе строителей с разбушевавшейся стихией погибает Сергей) сменяют друг друга. Многие страницы "Ангары" исполнены глубокого лиризма. Примером поэтического откровения является музыка "Колыбельной". Исключительно насыщена колористическая палитра "Ангары", в симфоническую партитуру композитор ввел инструменты русского народного оркестра (балалайка, домра, баян), инструменты, принадлежащие джазу и обозначенные автором как jazz batteria. Cценическое решение "Ангары" нашло органичную опору в музыке Эшпая. Ей присуща та же двуплановость, что и спектаклю в целом: полюс интимной лирической драмы — простых, но сильных чувств, и полюс эпический — динамически мощный, романтически окрылённый. Это музыка самой жизни — её потока, неостановимого движения, порой пугающего своей неуклонной силой. Эшпай подчинил свой талант театральным задачам. И благодаря этому — выиграл.
В “Ангаре” Эшпай нетрадиционно, во многом по-новому решает проблему соотношения разных стилей в большом балете. В самих темах, в характеристиках героев намечены разные типы танцевальности. Назовем их условно: фольклорный (русский и марийский) танец, классический, современный бытовой, наконец, пантомима. Особенно интересно и ново для Эшпая выражение русского национального начала в “Ангаре”. И Валентина, и Виктор, и Сергей суть прежде всего русские характеры. Вся атмосфера балета, действие которого происходит на огромной стройке в Сибири, делается достоверной и оживает благодаря жанровым эпизодам, также основанным на русской танцевальности. Наиболее крупные из них — «На причале», «Пляж», «Свадьба», «Новоселье» — композитор строит, как сюиту танцев, воссоздающую близкую к реальности картину современной русской свадьбы, новоселья или праздничных танцев в деревне. Марийская фольклорная основа ощущается в "Ангаре» так же определенно, как и в других сочинениях композитора. Это цитируемая марийская колыбельная (во втором и третьем актах), многие мелодии Эшпая, сочиненные им, но близкие к марийским напевам. Другие аспекты танцевальности связаны с современным эстрадным танцем, а также с джазом. Так, в одной из сцен на танцплощадке играет даже бит-группа, а в репризе этой сцены бит-музыка звучит в соединении с русскими элементами. Этот приём появления элементов бытовой музыки и эстрады на фольклорном фоне — русском и марийском довольно оригинален и свеж. Жанры классического балетного танца - любовные дуэты (традиционные Adagio), большие вальсы, юмористические скерцо, вариации, танцы действия (борьба строителей с бушующей Ангарой) сочетаются с пантомимой. Основной принцип развития в балете соответствует законам конфликтного симфонического развития: с большими нарастаниями, объединением эпизодов по «волновому» принципу, с музыкально-сценической полифонией контрастного типа.
____________________________________
Альгис Жюрайтис почти сорок лет стоял за дирижерским пультом Большого театра, и его творчество стало составной частью яркой жизни всего коллектива. За годы работы Жюрайтис продирижировал огромным количеством балетных произведений, среди которых вся мировая балетная классика и спектакли на музыку современных композиторов. Всего в театральном репертуаре музыканта насчитывается 58 наименований. Жюрайтис был человеком своего поколения — и в нем было все. Мы знали его молодым и сильным. Мы ценили его за смелость, за прогрессивность и за профессионализм. Мы объединены были общей культурой, московским стилем, очень щедрым, очень русским, когда душа вместе с музыкой, вместе с техникой выплескивалась на зрительный зал. И это то, что свято сохраняется в нас, когда мы вспоминаем свои первые шаги, вспоминаем Альгиса и с ним — молодость нашего поколения.
В 1976 г. за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства Жюрайтису было присвоено звание Народного артиста РСФСР, в 1978 году ему присуждена Государственная премия СССР за работу над балетом А. Эшпая «Ангара». Исполнительское искусство Жюрайтиса высоко оценивалось отечественной и зарубежной критикой, которая единодушно отмечала образную глубину, темперамент, динамизм, оригинальность и современность его дирижерского стиля.