И. Дунаевский - «Вольный ветер» (1952)
Жанр: Classical
Носитель: 12"
Год выпуска: 1952
Лейбл: Апрелевский завод (Д—0317-20)
Страна-производитель: USSR
Аудио кодек: FLAC
Тип рипа: tracks+.cue
Формат записи: 24/96 (dual mono)
Формат раздачи: 24/96 (mono)
Продолжительность: 01:25:37
Тэги: прописаны
Источник оцифровки: автором раздачи
Код класса состояния винила: VG
Устройство воспроизведения: Электроника ЭП 017
Головка звукоснимателя: ГЗМ – 028 (Корвет)
Предварительный усилитель: AMX - 100 (LTO®)
АЦП: Juli@
Программа-оцифровщик: AdobeAudition CS6 5.0.2.
Обработка: попытка реставрации
История современной отечественной музыки. Оперетта И. Дунаевского "Вольный ветер":
Оперетта "Вольный ветер" заняла совершенно особое место как в многогранном опереточном наследии И. Дунаевского, так и в истории отечественной оперетты. С полным основанием это произведение можно назвать классикой жанра в самом высоком смысле этого слова. Премьера оперетты (либретто В. Винникова, В. Крахта и В. Типота), состоявшаяся в 1947 году в Московском театре оперетты, стала главным событием в жизни жанра первых послевоенных лет.
Определяющая роль героического начала, столь нетрадиционная для оперетты, была предопределена темой спектакля-памфлета — борьбой народа за свою независимость и мир на земле. Музыкально-образным выражением основной идеи произведения стала "Песня о вольном ветре", звучащая перед финалом I действия (№ 9) и послужившая стержнем музыкальной драматургии. Такой метод сложился еще в 30-е годы при создании "песенной" оперы, "песенной" симфонии, а также в музыке для кино и соответствовал общим установкам развития советского музыкального искусства.
Тема песни отличается неоспоримыми музыкальными достоинствами. Сам композитор придавал этой теме, по-видимому, исключительное значение. По свидетельству очевидцев, он долго искал ее: в процессе работы было создано несколько вариантов песни. В ней автору удалось обобщить опыт героико-патриотических песен-маршей времен Великой Отечественной войны и послевоенного периода. Современниками была услышана в этой музыке "и тревога матери, убаюкивающей младенца под гром канонады, и поступь солдат, идущих на смертный бой за родную землю, и надежды угнетенных — на свое освобождение, и непоколебимое мужество народа, уверенного в победе светлых сил жизни и созидания". Эта песня-сцена со сквозным развитием представляет собой "пример большой песенно-симфонической формы".
Героическая линия оперетты ясно прослеживается благодаря появлению "Песни о вольном ветре" в узловых моментах развития действия. Четыре раза звучит она в различных вариантах, органично врастая в партитуру. Так, в увертюре интонации песни подвержены широкой мотивно-симфонической разработке. Здесь героико-драматическая сфера песни обрамляет лирический "остров", расположенный в середине увертюры, где впервые экспонируется также и главный лирический лейтмотив оперетты — знаменитая тема дуэта Янко и Стеллы из I действия. Второй раз "Песня о вольном ветре" звучит в конце I действия, в массовой сцене в кабачке "Седьмое небо" — там ее исполняют старый актер Цезарь Галль с хором моряков. Далее тема песни вплетена в сцену Янко со Стеллой в 3-й картине II действия. Развитие этой темы, перенесенное в оркестр, сопровождает рассказ Янко, в котором синтезированы героическая и лирическая линии оперетты: здесь личное и общее объединены с помощью темы песни. Наконец, завершает спектакль мажорный припев "Песни о вольном ветре" — он звучит в финале III действия, символизируя победу народа в нелегкой борьбе.
С героической сферой действия связаны также матросская песня (№ 8), финал II действия и, наконец, песня Янко из III (№ 20) — своего рода личностный "эквивалент" "Песни о вольном ветре". В ней, одновременно и лирической, и героической, представлен тот же образно-смысловой контраст, что и в "Песне о вольном ветре": сосредоточенно-серьезной музыке запева противостоит уверенно-победная тема припева.
В необычном для оперетты свете предстают в произведении традиционные лирическая и каскадная, комедийно-буффонная линии.
Важным средством лирической характеристики героев становится вальс, получивший широкое распространение в отечественной музыке послевоенного периода. Этот новый вид вальса вырос из интонационных накоплений советской массовой песни. К такого рода вальсу, ярко "дунаевскому" по стилю, относится музыка дуэтов героев из I действия. Но сам по себе факт использования вальса для характеристики лирической пары в оперетте, конечно, неудивителен.
А вот сольный номер героини из II действия далек по характеру музыки от обычной "подачи" лирики в оперетте. Композитор намеренно сопоставил по контрасту два противоположных музыкальных образа: Регины де Сан-Клу и Стеллы. В куплетах де Сан-Клу, предшествующих ариозо Стеллы во II действии, Дунаевский создал тонкую пародию — шарж на штампованную опереточную лирику с проскальзывающими "знойными", чувственными интонациями. Не случайно и присутствие в этом номере (16) комедийной пары — Фомы и Филиппа, своими репликами снижающих "высокие претензии" Регины де Сан-Клу.
Эта сочная юмористическая сценка сопоставлена с лирикой "всерьез". В ариозо Стеллы — развернутой сцене-монологе, правдиво раскрывающей искренние переживания героини, — легко обнаруживаются генетические связи с традициями русской лирико-психологической оперы и русского романса XIX века. Поводом для такого "осерьезнивания" образа героини послужила, безусловно, идея сближения музыкальной характеристики Стеллы с миром любимого ею Янко, с героической борьбой народа.
Композитор, «формально не нарушая традиций разграничения опереточных персонажей на "героев" и "простаков", на самом деле создавал такие универсальные образы, которые одновременно вбирали в себя черты тех и других», тем самым чрезвычайно расширяя границы и возможности жанра. Подтверждением сказанному может служить музыкальная характеристика Пепиты. Образ субретки заметно героизируется, выходит далеко за рамки собственно каскадной линии. Красноречиво свидетельствует об этом песенка Пепиты из 2-й картины I действия. Этот популярный, темпераментный номер примыкает к героической линии оперетты, он подчеркивает стремление и готовность девушки участвовать в общенародной борьбе:
Так через "Песню о вольном ветре" произошло слияние разных сюжетных линий произведения. Именно в героической сфере, господствующей над всем остальным музыкальном материалом, последовательно выражена идея единства всех участников спектакля в борьбе за мир и счастье народа.
Особый дар Дунаевского — "сильное драматургическое начало музыки" — с подлинным блеском проявился в ансамблевых, хоровых и особенно в финальных сценах оперетты. Композитор мастерски развил принципы, которые были положены им в основу музыкальной драматургии оперетты "Золотая долина". Речь идет о применении крупных, развитых музыкально-драматических форм. Истинно оперная насыщенность достигнута Дунаевским в финалах I и II действий, в сцене Янко и Стеллы из II действия, где все построено на логическом развитии музыкальных образов, на преображении лейтмотивов, на гибком взаимодействии речитативных и песенно-ариозных форм. Но, последовательно симфонизируя опереточную партитуру, вводя в нее оперные формы, композитор нигде не нарушает законов легкого жанра, не переходит границу, отделяющую оперетту от оперы. В этом представляется секрет неувядаемого успеха "Вольного ветра", равно как и в уравновешенности всех трех ее музыкально-драматургических линий: героической, лирической и комедийной при известном главенстве первой.
Однако не все было гладко на пути общественного признания первой послевоенной оперетты мастера. По свидетельству М. Янковского, первая рецензия на спектакль Московского театра оперетты в одной из московских газет называлась: «"Вольный ветер", или Невольное заблуждение». Ее автор упрекал создателей представления за чересчур серьезную тему, за то, что в этом произведении оперетта "берется" за явно недоступное ей "дело". Время, впрочем, выставило свою, глубоко отличную от этой оценку творения Дунаевского: вскоре после премьеры "Вольный ветер" с заслуженным триумфом "облетел" весь мир, доказав, что и оперетте доступно отражение самых животрепещущих социально-политических проблем. Завоевание Дунаевского было подхвачено другими авторами оперетт этого периода.
Трэклист/Действующие лица и исполнители:
01. Сторона 1 (начало)
02. Сторона 2 (продолжение 1)
03. Сторона 3 (продолжение 2)
04. Сторона 4 (окончание)
=====================================
Стелла — Вера Красовицкая
Янко — Н. Петров
Клементина Марич — Антонина Клещёва
Цезарь Галль — Даниил Демьянов
Фома — Гуго Тиц
Филипп — С. Фомичев
Пепита, служанка кабачка «Седьмое небо» — 3инаида Соколовская
Михась — Павел Понтрягин
Хозяин кабачка — Л. Хачатуров
Служанки: А. Долина и Л. Хананина
Текст В. Винникова и В. Крахта
Пояснительный текст читает Эммануил ТОБИАШ
Солисты, хор и оркестр Всесоюзного радиокомитета
Дирижёр Леонид Пятигорский
Наклейки:
Уровень записи, спектр, АЧХ:
.cue txt:
REM GENRE Classical
REM DATE 1952
REM COMMENT Vinyl, LP, Album, 33rpm, mono
PERFORMER "Солисты, хор и оркестр Всесоюзного радиокомитета, дирижёр Л. Пятигорский"
TITLE "Вольный ветер (монтаж оперетты)"
FILE "01. Сторона 1 (начало).flac" WAVE
TRACK 01 AUDIO
TITLE "Сторона 1 (начало)"
INDEX 01 00:00:00
FILE "02. Сторона 2 (продолжение 1).flac" WAVE
TRACK 02 AUDIO
TITLE "Сторона 2 (продолжение 1)"
INDEX 01 00:00:00
FILE "03. Сторона 3 (продолжение 2).flac" WAVE
TRACK 03 AUDIO
TITLE "Сторона 3 (продолжение 2)"
INDEX 01 00:00:00
FILE "04. Сторона 4 (окончание).flac" WAVE
TRACK 04 AUDIO
TITLE "04. Сторона 4 (окончание)"
INDEX 01 00:00:00